Образование. В зоне доступа
В советские времена существовала практика изоляции детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям-инвалидам готовы были организовать круглосуточное пребывание в интернатах, лишь бы не пускать их в детские сады общего типа. Сегодня все изменилось. Сегодня в гостях у журналистов «Агентства взаимопомощи» Наталья Артюшенко, директор муниципального бюджетного учреждения психолого-медико- педагогической комиссии города Томска. А говорить мы будем о доступности дошкольного образования для детей-инвалидов.
Детский сад для всех
- Наталья Петровна, сразу определимся - чем отличаются дети с ограниченными возможностями от детей с инвалидностью?
- Дети с ограниченными возможностями здоровья - это термин, который установил Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус детей с инвалидностью устанавливается на основании закона «О социальной защите инвалидов» Федеральным учреждением «Медико- социальной экспертиза». Ребенок с инвалидностью – это ребенок, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В данном случае ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата ребенком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться.. Таким образом, специальные условия обучения, а значит и статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходим ребенку с инвалидностью, имеющему ограничения в обучении в силу ограничения жизнедеятельности.
- Существует ли федеральный закон с помощью, которого такие дети поступают в детский сад?
- Для детей с инвалидностью есть федеральная льгота на основании закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», благодаря которой они принимаются в детские сады по льготной очереди.
Пандус к знаниям
- В дошкольном и школьном образовании предусмотрены специальные условия обучения?
- Специальное образование детей с особыми потребностями предусматривает определенные организационные и педагогические условия обучения. Организационные условия состоят в том, чтобы обеспечить физическую доступность для ребенка в образовательном учреждении. Это пандусы и лифты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это фасадные вывески и таблички с крупными надписями для слабовидящих детей и шрифтом Брайля для слепых детей. Все это должно быть сделано для того, чтобы ребенок реально мог попасть в учебное учреждение и включиться в образовательный процесс. Как минимум в образовательном учреждении должны быть подготовлены санитарно-гигиенические комнаты, должны работать комнаты психологической разгрузки – поскольку особенные дети часто устают. Необходим сопровождающий педагог для многих из этих детей, потому что самостоятельно включиться в образовательный процесс они не могут.
Кроме того, нужна нормативно-правовая база, которая позволила бы ребенку попасть в то образовательное учреждение, в котором были бы удовлетворены все его образовательные потребности. А вот педагогические условия образования - это профессионально подготовленный педагог, который знает особенности таких ребят, владеет диагностическими и коррекционными умениями, умеет составлять учебные планы и сам процесс обучения таким образом, чтобы ребенок не просто обучался, но и эмоционально, интеллектуально развивался как личность. Это наличие специальных средств обучения: дидактических пособий, методических материалов. И вот только при сочетании педагогических и организационных условий ребенок может быть реально включен в процесс обучения.
- Наталья Петровна, а какие существует виды дошкольного образования?
- Образовательная деятельность по программам дошкольного образования в детских садах осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности идет реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности - реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
- А еще дополнительные виды групп бывают?
- Да. В детском саду могут быть также организованы:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Родители дошкольника, не посещающего детский сад, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. В городе Томске такие центры функционируют в детских садах №№40, 38, 86, 79,№№1,13,22, 30.
- В этих детских садах особенный поход?
- Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В детских садах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таких детских садах и группах обычно хорошее медицинское обслуживание, усиленное питание, много специалистов, которые готовы помочь ребёнку в преодолении нарушений психофизического, эмоционального развития и не отставать в школе от обычных, здоровых детей. В городе Томске в детском саду № 99 комбинированного вида функционируют группы для детей с нарушением зрения, в детском саду № 13 - для детей с нарушением слуха, в детском саду № 6 - для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, №15 – для детей с ранним детским аутизмом, в детском аду №53 для детей с интеллектуальными нарушениями, в ДОУ №54 – для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата. Детские сады компенсирующего вида обучают детей с нарушением опорно - двигательного аппарата (детский сад № 1), с нарушением речи (детский сад № 22), детей с задержкой психического развития (детский сад №30) . Кроме того, в каждом детском саду открыты логопедические пункты для детей с нерезко выраженными и тяжелыми нарушениями речи.
- Этого достаточно для нашего города?
- Сегодня есть потребность в дополнительных группах для детей с ранним детским аутизмом. На протяжении пяти лет количество таких детей увеличилось чуть ли не вдвое. При этом образовательная и законодательная система не готова к приему такого количества детей. Кроме того, существует проблема в устройстве детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Все в сад... через медкомиссию.
- Есть статистика детей с диагнозом ДЦП: сколько из них сидят дома, а сколько ходят в детский сад?
- Только в городе Томске проживает 395 детей дошкольного возрастас инвалидностью, из них детей с детским церебральным параличом - 73. 34 ребенка не посещают образовательные учреждения. 8-ми из них нет 3-х лет. 18 детей из тех, кто не ходит в детский сад, получают психолого-педагогическую помощь по индивидуальному графику. Право отказать ребенку в посещении детского сада может только медицинская комиссия по специальным медицинским показаниям. Кроме медицинских работников никто не вправе запрещать детям с особыми образовательными потребностями посещать детский сад.
- Существует определенный маршрут устройства ребенка в детский сад?
- Если родители ребенка, имеющего установленные медицинским учреждением нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, интеллектуальные нарушения, ранний детский аутизм, хотят отдать его в детский сад или группу компенсирующего вида, то они по направлению медицинского учреждения могут обратиться в муниципальное бюджетное учреждение психолого-медико- педагогическую комиссию города Томска. Мы обследуем ребенка и определим, в каких организационно-педагогических условиях обучения нуждается ребенок, дадим рекомендацию в детский сад или группу компенсирующего вида по профилю нарушений психофизического развития. После этого родители должны обратиться в комитет по дошкольному образованию департамента образования администрации города Томска за путевкой. Если у ребенка есть инвалидность, то у него есть приоритет в получении путевки в детский сад. Если родители оформили все документы, оформили путевку, пришли в детский сад заведующий детским садом не вправе отказать им в посещении, мотивируя тем, что учреждение не приспособлено для особенных детей. Юридический закон на стороне родителей. Куда обращаться в таких случаях? К нам. Или в комитет по дошкольному образованию департамента образования администрации города Томска. Родители должны четко знать, что право получить дошкольное образование имеют как здоровые дети, так и дети с особыми образовательными потребностями. Мы считаем, что необучаемых детей не существует.
Справочная информация:
В структуре муниципального бюджетного учреждения психолого-медико-педагогической комиссии г.Томска (МБУ ПМПК) имеется служба по ранней диагностике и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. По инициативе Натальи Артюшенко, директора МБУ ПМПК, в Томске создано межведомственное взаимодействие по диагностике, коррекции, реабилитации детей раннего и дошкольного возраста. Рабочая группа межведомственного взаимодействия занимается психолого-медико-педагогическим сопровождением ребенка во время образовательного процесса, с момента рождения до получения общего образования. В результате такой работы ни один ребенок не оказывается вне внимания служб образования и социальной защиты.
Служба кураторства МБУ ПМПК разрабатывает индивидуальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, устраивает детей в общеобразовательные учреждения, организует психолого-медико-педагогичесое сопровождение. При этом, службой ПМПК г. Томска проводится предварительная работа с образовательными учреждениями: организует курсы повышения квалификации для специалистов, консультации по организации процесса обучения с учетом особенностей развития ребенка. Образовательным учреждением в рамках реализации городской целевой программы «Социальная интеграция» выделяются средства на создание доступной среды, обучение педагогов, оснащение учреждений необходимым оборудованием, техническими средствами, дидактическими пособиями. Службой ПМПК так же проводится большая работа с родителями детей, имеющих инвалидность. Организуются городские родительские собрания, обучающие мероприятия «Школа для родителей», заседания родительского клуба, по принципу взаимной поддержки. Артюшенко Наталья Петровна имеет многолетний опыт психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и является директором МБУ ПМПК г. Томска, руководителем экспертного совета экспериментальных площадок по инклюзивному образованию в школах и ДОУ в Томске, членом Томской междисциплинарной команды по проекту «Партнерство: путь к инклюзии» (Tacis).
Список адресов и телефонов дошкольных учреждений г.Томска можно посмотреть здесь.